Педагогический совет по теме

«Работа с текстом как основа формирования универсальных учебных действий в рамках цифровой образовательной среды»

27.03.2020

План работы педсовета:

  1. «Подведение итогов успеваемости учащихся начальной и основной школы за III четверть» (заместитель директора по УВР Королькова Н.Ю.).
  2. «Работа с текстом как основа формирования универсальных учебных действий в рамках цифровой образовательной среды» (заместитель директора по УВР Шиколенко Е.А.).
  3. «Смысловое чтение как средство формирования УУД у младших школьников» (учитель начальных классов Гурманова Н.Н.).
  4. «Синтез текста и рисунка: к вопросу подготовки к государственной итоговой аттестации за курс основной школы по русскому языку и литературе» (учитель русского языка и литературы Павлова Ю.В.).
  5. «Решение воспитательных задач при работе с текстами современного учебника английского языка» (учитель английского языка Колусовская О.Ю.).
  6. «Задания по работе с текстом в рамках подготовки к ОГЭ и итоговому индивидуальному проекту по биологии» (учитель биологии Бобовникова О.А.).
  7. «Работа с текстовой информацией на уроках математики» (учитель математики Костюнина Н.В.).
  8. « Отчёт о результаты самообследования гимназии за 2019 год» (заместитель директора по УВР Елагина Ю.А.)

Тезисы выступлений:

  1. Заместитель директора по УВР Королькова Н.Ю. ознакомила членов педсовета с качественными показателями окончания III четверти учащимися начальной и основной школы (см. Приказ № от 27.03.2020)
  2. Заместитель директора по УВР Шиколенко Е.А.:

– На современном этапе  образования приоритетным направлением является изучение проблемы понимания текста, т. к. динамичный ритм развития социума, технологий влечет за собой  увеличение того объёма информации, который человек должен максимально быстро воспринимать и понимать. По данным ЮНЕСКО, в XXI веке за год печатается более 20 тысяч научно-технических журналов, а литературный фонд земного шара увеличивается каждую минуту на одну новую изданную книгу. В условиях информационного взрыва — одной из угроз современной цивилизации — человечество рискует оказаться не в силах освоить стремительно нарастающий поток новых текстов и сведений. Поэтому для решения возникшей проблемы становится актуальным исследование всего многообразия явлений и аспектов, влияющих на понимание текста. А, как известно, понимание представляет собой основу коммуникации  человеческого общества в целом и отдельного индивидуума в социуме.

По данным специалистов  в области психодидактики, 75% своей жизни, исключая сон, человек проводит в общении. Это даёт основание говорить об особой важности коммуникативных умений. От их сформированности зависит благополучие и успех личности, ее социальный и профессиональный статус. Без понятия  «языковая компетентность» личности невозможно формирование коммуникативной компетенции – умения речевого общения применительно к различным сферам и ситуациям общения, с учётом адресата.

В этой связи необходимо обратиться к такому понятию, как «языковая личность», введённому в научную терминологию в начале 80-х годов Георгием Исаевичем Богиным (1929- 2001) (до него важную роль в создании теории языковой личности сыграли труды В.В.Виноградова, Г.О.Винокура, Ю.М.Лотмана, М.М. Бахтина,  а продолжил  исследования  Богина  Ю.Н.Караулов).

В модели языковой личности Г.И. Богина сошлись виды речевой деятельности (говорение, аудирование, чтение, письмо), языковые навыки (фонетические, лексические, грамматические) и параметры развития языковой личности, разработанные ученым:1) правильность; 2) интериоризация; 3) насыщенность;4) адекватный выбор; 5) адекватный синтез.

Совокупность наблюдений показывает, что языковая личность, овладев принятыми в обществе высокочастотными средствами языка (правильность), переходит к интериоризации речи ( т.е. от внешних действий и социальных форм общения во внутренний  план  сознания, в формирование умственных действий), что открывает ей путь к лексико-грамматическому знанию (насыщенность) и далее к своеобразной свободе в выборе средств выражения из множества потенциально возможных (адекватный выбор). Достижение этой свободы позволяет оперировать целым текстом таким образом, чтобы  форма текста оптимально осмысливалась в содержании, выступала как «содержательная форма».

Г.И. Богин предлагает три уровня понимания текста – семантизирующее понимание, когнитивное понимание и распредмечивающее понимание. Охват всех типов ситуаций, представленных в тексте, тремя типами понимания – основа  принципиальной понятности текста. У каждого индивида полученные в результате восприятия текста знания  закрепляются  на базе его собственных представлений, сформировавшихся именно у него в процессе воспитания, образования и других социальных и личностных особенностей. В результате сравнения, анализа и синтеза, абстрагирования и обобщения  в сознании образуется общее представление и формируются соответствующие понятия. А если понимание переходит в знание, то этот процесс обеспечивает социальную, профессиональную активность личности, позволяющую осуществлять операции деятельности, то есть достигается конечная цель  – включение нового, выводного знания в систему интеллектуальных знаний читающего. Таким образом, практическая направленность данных уровней понимания текста проявляется в способности читающего не только выделить «главную мысль», или идею, текста, но осознать, запомнить и применить эту идею в реальных ситуациях, что соответствует основным положениям системно-деятельностного подхода в обучении, а также способствует формированию, помимо коммуникативных, познавательных умений – приобретение умений находить нужную текстовую информацию и интерпретировать ее  – и регулятивных – приобретение навыков работы по плану (алгоритму), а также навыков контроля, коррекции и оценки.

В современной методике существуют разные подходы учёных к пониманию  текстов различной коммуникативной направленности: Л.П. Доблаева, А. Ю. Устинова, Г.Г.Граник, Т. Е. Ембулаевой, предлагающей  использовать приёмы графического построения смыслового развертывания текста. В качестве одного из способов обработки информации она предлагает использовать составление схемы текста, которая помогает сформировать и навыки смыслового чтения. По сути, здесь мы можем говорить о графических приёмах работы с текстом, которые сейчас активно применяются при анализе как научных, публицистических, так и художественных текстов. На данных приёмах построена и технология критического мышления: это и кластеры,  и  фишбоун, и различные таблицы: «Предположений», «Концептуальные с обозначенными линиями сравнений», «Сопоставительные»,  «Толстых и тонких вопросов», и круги Эйлера, и бортовые журналы.

Современные образовательные платформы, позволяющие выстроить работу с текстом в зависимости от специфики предмета: «LearningApps.org», «Российская электронная школа», «Foxford.edu», «Облако слов» (Word’s Cloud), «Canva», «Weebly» и др.

  1. Учитель начальных классов Гурманова Н.Н.:

–      В соответствий с требованиями ФГОС задача каждого учителя научить школьника учиться, т.е. научить, пользуясь учебниками, дополнительной литературой и другими источниками информации, самостоятельно добывать и использовать новые знания, а в дальнейшем проявить способность к самообучению и самообразованию. Для реализации данной задачи необходимо сформировать у учащихся навык чтения.

Навык чтения имеет две стороны – смысловую и техническую.

Техническая сторона включает способ чтения, темп чтения, правильность чтения и выразительность чтения.

Под понятием «смысловое чтение» понимается получение лишь той информации, которая необходима читателю.

Цель смыслового чтения – максимально точно и полно понять содержание текста, уловить все детали и практически осмыслить извлеченную информацию, т.е. осуществлять познавательную деятельность.

Согласно требованиям ФГОС для формирования УУД на всех без исключения уроках  мы с ребятами  уже достаточно успешно освоили следующие виды смыслового чтения:

  1. Ознакомительное чтение.
  2. Поисковое или просмотровое чтение.
  3. Изучающее чтение.
  4. Вдумчивое чтение.

Методы работы по формированию смыслового чтения:

  1. Активная работа со словом.
  2. Применение метода «ведение диалога с текстом».
  3. Развитие читательского воображения.

Работа с текстом – это полезный и интересный вид работы, позволяющий не только проверить уровень понимания текста, но и умение его анализировать.

В результате обучения смысловому чтению у   моих первоклассников повысился интерес к чтению, изменилось отношение к урокам, повысилось познавательное отношение к прочитанному, сформировалось положительное отношение к заданиям творческого и проблемно-поискового характера.

Человек, владеющий навыками смыслового чтения, всегда сможет эффективно учиться по книгам, усовершенствовать приобретенный опыт работы с информацией.

  1. Учитель русского языка и литературы Павлова Ю.В.:

Познавательные учебные действия связаны с формированием умений, направленных на развитие интеллектуального уровня. Это умения правильно и осмысленно читать тексты разных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; овладевать логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения.

В изучаемом материале, т.е. в текстах, которые анализируют и создают учащиеся, все сталкиваются с таким явлением, как синтез текста и изображения, которые выступают в качестве элементов различных семиотических систем.

Функции рисунков на уроках русского языка.

Стимулирующая функция рисунков используется в учебниках при работе над самыми различными темами программы. Рисунок служит стимулом для употребления отдельных слов, построения словосочетаний и предложений, а также для составления связных текстов.

Собственный ассоциативный рисунок ученика как средство формирования коммуникативных умений школьников

Как отмечает Л.С. Выготский, рисование ребенка составляет преимущественный вид детского творчества.

Рисуя, школьник учится видеть, наблюдать и анализировать, находить реальную форму для воплощения своего переживания. Следовательно, рисунок помогает сосредоточить внимание на рассматриваемой проблеме (правиле). Это служит доказательством того, что необходимо разнообразить работу на уроках русского языка.

Работа по развитию речи на основе ассоциативных рисунков

Развитию словесно-логического мышления способствует, прежде всего, анализ текста. Вопрос о приемах словесного и художественного рисования широко представлен в методике преподавания литературы создание рисунка несет в себе цель – понимание текста ребенком. Полезным оказалось рисование и при подготовке к выпускным изложениям в 9 классе. Те, кто не успевал записывать опорные слова — рисовали. Одни изображали текст статично, другие — в динамике (комиксы).

Рисунок – это обеспечение мотивации высказывания, обогащение словаря и развитие орфографических и пунктуационных, грамматических навыков. Задания, включающие в себя рисунок, развивают у детей творческое воображение, наблюдательность, содействуют нравственному и эстетическому воспитанию учащихся. Рисунок положительно действует на развитие познавательных процессов у школьников.

Способы применения рисунка разнообразны и полифункциональны. Собствeнный рисунок ребенка развивает ассоциативный и репродуктивный ряд, внимание и память наиболее устойчивы при выполнении внешних действий.

Таким образом, рисунок на уроке русского языка и литературы является одним из важнейших средств обучения, т.к. эффективно решает задачи, которые ставятся при изучении этих предметов в средней школе.

  1. Учитель английского языка Колусовская О.Ю.:

–  Цель моего выступления  – показать на примере работы с текстами  современного учебника, какие методы и приемы могут содействовать  решению воспитательных задач урока.

Воспитательный потенциал урока заложен в трех факторах: содержание учебных материалов, мировоззрение учителя, технология педагогического общения. Тексты современных учебников английского языка содержательно и эмоционально привлекательны, способствуют развитию критического мышления, дают широкие возможности для разнообразной текстовой и послетекстовой работы.

Для  раскрытия воспитательного потенциала текстов проблемного содержания целесообразным представляется использовать кейс-метод (Case study) – метод анализа ситуации. Технология работы с кейсом в учебном процессе включает в себя  индивидуальную, парную и работу в малых группах, а также презентацию и оценку результатов работы с материалами кейса (текст, статьи, видео по теме).

Кейс-метод помогает решить следующие воспитательные задачи:  развитие критичного отношения к явлениям действительности; формирование ценностных установок учащихся; развитие эмпатии; воспитание уважения к иной точке зрения;  развитие умения сотрудничать при решении общей задачи в условиях различия взглядов.

Еще один прием – синквейн – позволяет в нескольких словах изложить учебный материал на определенную тему и добиться более глубокого его осмысления. Работать над синквейном можно индивидуально, в парах или группах. Данный прием помогает оценить не только понимание темы и проблемы текста, а также уровень владения языковым материалом, но и способствует  развитию оценочного суждения и осознанию собственной системы ценностей. Наглядно работу с синквейном дает возможность представить интерактивная платформа mentimeter.com  (инструменты Word Cloud и Open Ended).

В качестве приема, способствующего развитию письменной продуктивной речи, можно предложить написание личного письма герою или от имени героя текста. Письмо может быть написано в свободной форме, по правилам написания в формате ОГЭ или ЕГЭ, а также записано в видеоформате, например, как обращение к герою, современникам или потомкам.  Данный прием позволяет определить место факта культуры или социального явления  в собственном пространстве ценностей и установок,  обозначить нравственную и  гражданскую позицию, развить эмпатию.

  1. Учитель биологии Бобовникова О.А.:

1. Приём  «Тонкий и толстый вопросы»:

Тонкие вопросы: Кто…? Что…? Когда…? Может…? Будет…? Мог ли…? Как звали…? Было ли…? Согласны ли вы…? Верно ли…?

Толстые вопросы: Дайте объяснение, почему…? Объясните, почему…? Почему вы думаете…? Почему вы считаете…? В чем различие…? Предложите, что будет, если…? Что, если…?

  1. Приём «Инсерт»:

Инсерт – это маркировка текста значками по мере его чтения:

«V» – это я знаю; «+» – это новая информация; «-» – думал иначе; «?» – не понял, есть вопросы.

  1. Приём «Знаю – Хочу знать – Узнал»:

Этот прием поможет собрать уже имеющуюся по теме информацию, расширить и систематизировать знания по изучаемому вопросу.

  1. Подготовка плана, тезисов, вопросов по тексту.
  2. Прием «Дополни определение», «Сконструируй определение», «Установите соответствие».
  3. Текст как основа для формулирования заданий в формах по требованиям ГИА и ЕГЭ с созданием эталонов ответов («Верные и неверные утверждения», умение включать в биологический текст, пропущенные термины и понятия из числа предложенных).
  4. Текст как основа для заполнения или составления таблиц. Дальнейший анализ таблицы для выявления сходства и различий.
  5. Таблица, схема, рисунок, опорный конспект как пример сжатого текста – носителя информации по определённой теме, в том числе как пример работы над формированием понятий (перевод информации из одной знаковой системы в другую).

9.Текст как основа для составления определений понятий.

  1. Текст как основа для выполнения творческого задания, результатом которого является “печатное ученическое издание”, новый текст (например, информационный лист, “книжка-малышка”, электронная презентация, итоговый проект).
  2. Текст как вариант модуля урока, как пример алгоритмической деятельности ученика или группы учащихся на уроке, как пример “маршрутной карты виртуального путешествия по стране знаний”.
  3. Текст (часть текста) художественного произведения для вычленения биологической информации и оценки её истинности.
  4. Учитель математики Костюнина Н.В.:

С каждым годом в геометрической прогрессии увеличивается количество текстовой информации, поэтому предъявляются новые требования к ее анализу, систематизации и скорости ее переработки.

Необходимо подготовить учеников к быстрому восприятию и обработке больших объемов информации.

Учащиеся при работе с текстом должны уметь:

  1. Находить информацию и понимать прочитанное.
  2. Преобразовывать и интерпретировать.
  3. Оценивать информацию.

Вот как это выглядит на примере работы с условием задачи по математике.

 

Для понимания текста задачи на уроке я использую разные приёмы:

  • Словесное рисование сюжета, описанного в тексте задачи.
  • Разбиение текста на смысловые части и выбор необходимой информации для поиска решения.
  • Выделение в тексте составных частей задачи (условия, вопроса, данных, искомых).
  • Переформулировка текста задачи; замена описания данной в ней ситуации другой, сохраняющей все отношении и зависимости (но более точно их выражающие).
  • Составление краткой записи к тексту задачи в виде опорных слов, схем, таблиц, рисунка.
  • Решение задач с недостающими или лишними данными.

Чтобы избавиться от “текстового страха”, важно научить ребёнка «понимать» текст задачи. Очень часто понимание текста задачи осложняют несколько факторов: наличие длинных предложений, сложная внутренняя структура, информативная насыщенность текста, использование синтаксических конструкций, сложных для понимания (причастный и деепричастный обороты, сложноподчинённые предложения), поэтому очень важно научить ребёнка интерпретации тексов. Интерпретировать текст задачи – это значит изменить текст, сделать его понятным для себя. Здесь я использую несколько приёмов:

– Выделение главных слов.

– Разбиение длинных предложений на более короткие по принципу «Одно предложение – одна мысль».

– Перестановка предложений для создания текста с трёхчастной формой.

– Синонимическая замена отдельных слов текста.

Таким образом, при обучении решению задач существенным является не просто отработка умения решать определенные типы задач, ориентируясь на данные образцы, а приобретение опыта в семантическом и математическом анализе разнообразных текстовых конструкций.                                                 В основе обучения работе с текстовой информацией лежит технология продуктивного чтения. Так же на уроках при работе с текстовой информацией использую следующие приемы:

  • Прием «Ассоциативный куст», «Ассоциации»
  • Приём «Верные и неверные утверждения»
  • Чтение с пометками
  • Читаем и спрашиваем
  • «Тонкие» и «толстые» вопросы
  • «Тетрадь с печатной основой»
  • «Кластер», «ментальная карта»

Данные приемы можно успешно реализовать  в следующих технологиях, формах работы:

  • технологии проблемного обучения;
  • интерактивных технологий;
  • технологии критического мышления.
  1. Заместитель директора по УВР Елагина Ю.А. ознакомила членов педсовета с результатами самообследования деятельности гимназии за 2019 год.

Решение педсовета:

  1. Утвердить результаты образовательной деятельности гимназии за III четверть 2019-2020 учебного года.
  2. Поставить на административный контроль работу с учащимися гимназии, имеющими неудовлетворительные отметки по итогам III четверти.
  3. Объявить благодарность учащимся гимназии за отличные успехи в учёбе по итогам III четверти.
  4. Отметить положительный опыт работы учителей гимназии по формированию у учащихся УУД в ходе применения методики освоения  текстовой информации  в рамках цифровой образовательной среды.
  5. Продолжить обмен опытом работы учителей по реализации метапредметной деятельности, связанной с разнообразными подходами к пониманию текстов различной коммуникативной направленности.
  6. При организации урочной и внеурочной деятельности использовать современные педагогические технологии, электронные образовательные ресурсы, способствующие прочному усвоению и переработке текстовой информации.
  7. Утвердить результаты самообследования гимназии за 2019 год.

 

 

 

Год памяти и славы

ПРОЕКТ «Гимназия – территория здоровья»

Проект гимназия – территория здоровья»

ЛЕТО-2020

ЗАПИСЬ В ШКОЛУ ЧЕРЕЗ “ГОСУСЛУГИ”

ПРОЕКТЫ ГИМНАЗИИ, в рамках реализации национального проекта “Образование”

Меню

Общероссийская акция «Сообщи, где торгуют смертью!»

Курский край без наркотиков»
Баннер от прокуратуры »
центр дистанционного обучения школьников
Итоговое сочинение\изложение»

“ГИМНАЗИЯ № 44” – ПОСТОЯННЫЙ УЧАСТНИК ВСЕРОССИЙСКОГО МЕРОПРИЯТИЯ “УРОК ЦИФРЫ”

Календарь

Март 2020
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
 1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031  
На Электронный журнал МБОУ «Гимназия № 44»

ПАСХАЛЬНОЕ ВОСКРЕСЕНЬЕ

Юндин Александр, 19 лет, г. Пенза
Крючков Виктор, 33 года, Краснодарский край, г. Новороссийск
проектория

Архивы

Персональные данные дети»
Защита персональный данных»
телефон доверия
Интенсив