ПОЛОЖЕНИЕ
о первичном отделении общероссийской детско-юношеской организации
«Движение первых»
на базе МБОУ «Гимназия № 44»
УСТАВ Общероссийского общественно-государственного движения детей и молодежи «Движение первых».
Федеральный закон о Российском движении детей и молодёжи
Общие положения
Приоритетными задачами Общероссийского общественно- государственного движения детей и молодежи «Движение первых» (далее – Движение) являются: содействие проведению государственной политики в интересах детей и молодежи; содействие воспитанию детей, их профессиональной ориентации, организации досуга; подготовка к полноценной жизни в обществе, включая формирование их мировоззрения на основе традиционных российских духовных и нравственных ценностей, традиций народов России, достижений российской и мировой культуры, а также развития общественно значимой и творческой активности, высоких нравственных качеств, любви и уважения к Отечеству, трудолюбия, правовой культуры, бережного отношения к окружающей среде, чувства личной ответственности за свою судьбу и судьбу Отечества, иные общественно полезные цели, как установлено Федеральным законом от 14 июля 2022 г.
№ 261 – ФЗ «О российском движении детей и молодежи».
Впервые на законодательном уровне в Российской Федерации Федеральным законом 261-ФЗ закреплены участие и ответственность федеральных органов исполнительной власти, вопросы ведения которых затрагиваются соответствующими программами: воспитательной работы, иной работы Движения с детьми и молодежью, далее также программами работы Движения.
Концепция Программы воспитательной работы Движения (далее – Программа) разработана совместно Правлением Движения и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и
реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере общего образования, в соответствии с федеральным законом 261-ФЗ, Уставом Общероссийского общественно-государственного движения детей и молодежи «Движение первых», на основе «Примерной рабочей программы воспитания для общеобразовательных организаций», одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 23 июня 2022 г. № 3/22); Указа Президента РФ от 2 июля 2021 г. № 400 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации»; Распоряжения Правительства РФ от 29 мая 2015 г.
№ 996-р «Об утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года», Указа Президента Российской Федерации от 9 ноября 2022 г. № 809 «Об утверждении основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно- нравственных ценностей».
Возрастание консолидации общественно-государственных усилий по возрождению духовности, внимания к детству как важнейшей ценности, условию стабильности и процветания страны, сформировало приоритетность государственной политики в целях создания беспрецедентных условий содействия воспитанию детей и молодежи, развития социального института воспитания, создания масштабных возможностей для развития общественной активности детей и молодежи, поддержки детских и молодежных гражданских инициатив, вовлечения в широкую сферу социально активной и общественно полезной деятельности.
Миссия Движения состоит в предоставлении подрастающему поколению как гражданам страны возможностей реализовать собственную инициативу, самостоятельность и ответственность на основе широких перспектив добровольной самоуправляемой организации, структура которой охватывает первичные, местные, региональные отделения во всех субъектах и муниципалитетах Российской Федерации, предоставляя открытую
доступность участия и вовлечения в социально значимые виды деятельности всем детям и молодежи без исключения.
Содержание деятельности Движения учитывает индивидуальные особенности участников: детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью, детей-сирот, детей без попечения родителей, детей в трудной жизненной ситуации и других.
Движение обеспечивает преемственность деятельности по отношению к участникам разных возрастов в условиях добровольного, равного и открытого доступа к возможностям, предоставляемым различными формами организации деятельности, наставничества и педагогической поддержки.
Движение выступает ресурсом общественно-государственной системы воспитания, опирающейся на преемственность традиций и практики отечественной педагогической науки, объединения сфер образования, молодежной политики, культуры, физической культуры и спорта, общественных организаций и семейного воспитания.
В нашей стране на различных этапах исторического развития накоплен уникальный опыт воспитательной деятельности детских общественных организаций. Созданное Движение призвано сохранить педагогические традиции детского движения Российской Федерации и создать условия для развития практик воспитания детей в коллективе на новом историческом этапе развития общества.
ХХ в. является периодом становления отечественного детского движения, когда происходило формирование разнообразных общественных объединений (военно-патриотические, экологические объединения, детские объединения клубного типа), массовых пионерской и комсомольской организаций, вместе с прекращением деятельности которых в 1990-е гг. ХХ в. в России были утрачены единые подходы к организации воспитания, сократилось количество детских и молодежных объединений.
Особенность Движения как формы организации воспитания заключается в особой роли детей и молодежи, уникальной среде их
личностного развития в коллективе; в педагогической позиции взрослого наставника; в широкой сфере позитивного действия, мобильности, социально ориентированном содержании, многообразии способов, средств, методов организации и самоорганизации, а также в наличии ценностного воспитательного пространства.
Воспитательное пространство Движения – это педагогически организованная конкретно-историческая социальная среда, интегрирующая воспитательный потенциал основных сообществ пространства Движения (семьи, образовательных организаций, учреждений культуры, науки, спорта, туризма, молодежной политики, средств массовой информации, государственных корпораций, бизнес-сообществ) и комплекса взаимосвязанных воспитательных событий, создаваемых совместными усилиями детей, родителей, педагогов, наставников, социальных партнеров в процессе деятельности общественно-государственного объединения.
Воспитательное пространство Движения помогает достичь баланса между индивидуальным и социальным, с учетом личных потребностей ребенка, с одной стороны, и коллективных ценностей и норм, с другой.
В условиях глобальных вызовов современное российское общество закономерно подошло к необходимости предоставления детям и молодежи возможности иметь самоуправляемое общероссийское общественно- государственное движение. «Движение первых» – социально-педагогическая реальность ХХI в., особая форма воспитания.
Общество и государство выступают инициаторами создания воспитательного пространства через нормативные правовые акты, концепции, программы, отражающие традиционные российские духовно-нравственные ценности, формируют заказ на воспитание как социально значимое явление, обусловленное конкретно-историческим характером общественного развития.
Основными соавторами воспитательного пространства Движения выступают: ребёнок, наставник, педагог; организационные ячейки сообществ
и коллективные участники Движения; семья, общество и государство; социальные партнеры.
Движение структурирует, организует безопасное воспитательное пространство для укрепления духовно-нравственного благополучия детей и молодежи, способствует реализации значимых воспитательных событий, расширяет круг общения детей и взрослых.
Уникальность Движения заключается в создании условий и возможностей для развития личности каждого его участника; формирования гражданской идентичности; укрепления духовно-нравственных основ общественной жизни; развития навыков социально активной деятельности; для сохранения преемственности и связи поколений, процветания России, коллективной ответственности за судьбу Отечества перед нынешним и будущими поколениями.
В настоящем документе используются следующие основные понятия:
Воспитание – деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающихся на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства, формирование у обучающихся чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа России, природе и окружающей среде.
Это педагогическое сопровождение развития человека, реализующего субъектную позицию, основанную на гуманистических, нравственных ценностях.
Воспитательная деятельность – реализация комплекса организационно-педагогических задач, решаемых воспитателем с целью обеспечения оптимального развития личности, выбор форм и методов воспитания в соответствии с поставленными задачами и сам процесс их реализации.
Воспитательная система детской организации – целостный социальный организм, возникающий в процессе взаимодействия основных компонентов воспитания (Л. И. Новикова).
Воспитательная технология – комплекс последовательных действий (алгоритм) по реализации целей воспитания, включающий совокупность методов, форм и приемов воспитательной деятельности.
Воспитательное пространство – среда, механизмом организации которой является событие (Л. И. Новикова, Н. Л. Селиванова, Д.В. Григорьев). При этом событие рассматривается как «событие» детей и взрослых и в рамках событийной концепции психологического времени.
Воспитательное пространство Движения – это педагогически организованная конкретно-историческая социальная среда, интегрирующая воспитательный потенциал основных сообществ пространства Движения (семьи, образовательных организаций, учреждений культуры, науки, спорта, туризма, молодежной политики, средств массовой информации, государственных корпораций, бизнес-сообществ) и комплекса взаимосвязанных воспитательных событий, создаваемых совместными усилиями детей, родителей, педагогов, наставников, социальных партнеров в процессе деятельности общественно-государственного объединения.
Коллектив – высокоразвитая группа людей, объединенных общественно значимой целью и совместной деятельностью по ее реализации.
Принципы воспитания – основополагающие идеи, положения или ценностные основания воспитания человека.
Программа воспитания – документ, раскрывающий содержание и формы воспитательной деятельности субъектов, образовательной организации.
Российское движение детей и молодежи «Движение первых» – добровольное, самоуправляемое общероссийское общественно- государственное движение, объединяющее все детские и молодежные организации и движения страны; ставящее целью содействие проведению государственной политики в интересах детей и молодежи, содействие воспитанию детей, профессиональной ориентации, самореализации, всестороннего развития и организации досуга.
Самоуправление детское – демократическая форма организации коллектива детей, обеспечивающая развитие их самостоятельности в принятии и реализации решений для достижения групповых целей.
Социализация – интеграция человека в систему социальных отношений, в различные типы социальных общностей (группу, институт, организацию), на основе усвоения элементов культуры, социальных норм и ценностей.
Социально значимая деятельность – это совокупность действий субъектов воспитательного процесса, направленных на реализацию социальных преобразований, решение наиболее насущных проблем социума, способствующих позитивным изменениям как в самом человеке, так и во внешней социальной среде.
Цели воспитания – ожидаемые изменения в человеке, происходящие под влиянием субъектов воспитания. Три взаимосвязанных цели воспитания: идеальная, персонифицированная и процессуальная.
Ценностно-смысловые основы воспитания – система нравственных отношений субъектов воспитательной деятельности, которая отражает личностный смысл их жизненных целей и средств их реализации.
Программа воспитательной работы (далее – Программа) – основной документ для обеспечения достижения целей деятельности Движения.
Программу реализуют педагогические и иные работники, наставники Движения. В реализации Программы принимают участие коллективные участники; первичные, местные, региональные отделения Движения.
Деятельность педагогов и наставников по реализации Программы направлена на развитие социально активной и ответственной личности, на укрепление традиционных российских ценностей, сохранение культурного исторического наследия России.
Ценностно-смысловые основы социально активной деятельности детей
- участников Движения определены Декларацией, единогласно принятой на первом съезде – высшем коллегиальном органе управления Движения.
Программа включает структурные разделы:
- Целевой раздел, ценностно-содержательные основы организации воспитательной работы с детьми.
- Содержание деятельности Движения.
- Механизмы реализации Программы.
- Кадровые ресурсы реализации Программы.
- Ожидаемые результаты Программы.
1. Целевой раздел, ценностно-содержательные основы организации воспитательной работы с детьми
Целевые ориентиры и задачи Программы
Целевые ориентиры воспитательной работы Движения – содействие подрастающему поколению в реализации инициативы, самостоятельности и ответственности в социально значимой общественной деятельности по
созиданию и защите интересов Отечества, самореализации и гражданском становлении детей и молодежи в контексте российской идентичности.
Задачи:
- формирование внутренней позиции личности как ценностного отношения человека к себе, собственному жизненному пути, окружающим людям, предметному миру – культурному наследию России и человечества;
- формирование гражданской идентичности как сути феномена внутренней позиции личности, развивающегося посредством идентификации с идеями, утверждающими ценность человека как гражданина своего Отечества в контексте отношений государства и человека, его гражданского статуса, личностного отношения к себе как гражданину, другим гражданам страны, своим гражданским правам и обязанностям;
- укрепление духовно-нравственных основ общественной жизни, самоопределения в мире ценностей и традиций многонационального народа Российской Федерации;
- развитие личности как субъекта активной социальной деятельности в обществе;
- развитие навыков, направленных на способы оказания помощи другим людям, сотрудничества, содействия и уважения к ним и выражающееся в таких видах, как волонтерство, сотрудничество (кооперативное поведение) ради общего блага.
Ценностно-содержательные основы реализации Программы воспитательной работы Движения
Принципы реализации Программы воспитательной работы Движения базируются на основополагающих идеях и ценностных основаниях воспитания детей и молодежи в Российской Федерации.
Ценностно-смысловые основы реализации Программы воспитательной работы Движения основаны на создании системы нравственных отношений субъектов воспитательной деятельности, которая отражает личностный и
общественный смысл их жизненных целей и средств их реализации: честности и верности, гуманизма и сострадания, долга и уважения к другим людям и своему Отечеству, готовности к мирному созиданию и защите Родины.
Принципы реализации Программы воспитательной работы Движения отражают ценностно-смысловые основы воспитания, его человеческие смыслы, общественно одобряемые и передаваемые из поколения в поколение образцы поведения, формы межпоколенного взаимодействия, систему воспитательных отношений и способов деятельности.
Система отношений участников Движения построена на уважении личности каждого ребенка, заботе каждого участника о других участниках детско-взрослого сообщества и своей Родине.
К принципам реализации Программы воспитательной работы Движения относятся принципы: общественной направленности воспитания; культуросообразности; гуманизации; природосообразности воспитания; добровольности; творческой самодеятельности и самоуправления; разновозрастного взаимодействия взрослых и детей; открытости воспитательной работы; вариативности деятельности.
Теоретическими подходами к организации воспитания являются: субъектно-деятельностный; экосистемный, основанный на изменении способов личности жить и действовать на принципах взаимосвязности и сотрудничества; социокультурный, заключающийся в создании условий для реализации социокультурной деятельности; личностно-ориентированный.
Воспитание детей и молодежи в рамках Движения опирается также на средовой подход, направленный на включенность детей в социальную реальность, превращение среды в средство комплексного целенаправленного воздействия на личность воспитанника, реализации ключевых способов самодеятельности детей и молодежи в социуме. Среда представляет возможности со-бытийного статуса, со-общения, со-дружествования с другими людьми, сотрудничества с ними, сопереживания. Воспитательное пространство влияет на образ жизни детей и молодежи, задавая те или иные
модели поведения, векторы движения, развития подростковой активности, утверждения своей общественной полезности, реализации ключевых способов самодеятельности детей и молодежи в социальной реальности.
2. Основное содержание деятельности Движения
Движение организует социально значимую деятельность детей и молодежи в соответствии с миссией Движения, принятой делегатами первого съезда, где самими участниками определены и сформулированы нравственные принципы, гражданские позиции и деятельностные намерения.
«Принимая активное участие в создании, организации и работе Движения, мы хотим, чтобы в результате новые поколения граждан России: ценили жизнь и берегли человеческое достоинство; любили Россию, подтверждая это делами и поступками; обрели настоящих друзей; делали добро и действовали по справедливости; умели мечтать и воплощать мечты в жизнь; приносили своим трудом пользу; действовали как одна команда; уважали традиции, культуру, обычаи и верования друг друга; знали и защищали историческую память, стали готовы к служению Отечеству и ответственности за его судьбу; стремились создать крепкую семью».
Содержание социально значимой деятельности ориентировано на реализацию ключевых способов деятельности детей и молодежи в социальной реальности с учетом возрастных особенностей развития личности.
Заявленные принципы с учетом научно-педагогического осмысления, поддержки и сопровождения детской инициативы выступают базовой платформой формирования содержания воспитательной работы и планирования ожидаемых результатов:
- общественная актуальность деятельности, ориентация на достижение практического результата и значимости вклада детей и молодежи в развитие российского общества;
- со-авторство детей и молодежи в формировании содержания деятельности при сохранении единства и целостности воспитательной работы
различных социальных институтов воспитания, обеспечивающих сохранение и воспроизводство традиций отечественной культуры, содержательное и структурно-функциональное единство социального опыта;
- широкая вариативность представленных направлений и разнообразие элементов социального опыта, алгоритмов и способов его освоения, обеспечивающих выбор объема и форм реализации социально значимой деятельности;
- коллективная социально значимая деятельность детей и взрослых, обеспечивающая межпоколенческое взаимодействие, передачу и обмен социальным опытом;
- последовательность и непрерывность воспитания, соответствие возрастным возможностям и уровню освоения социального опыта детей и молодежи на каждом этапе формирования личности;
- гуманистическая направленность содержания воспитания, обеспечивающая реализацию ценности личности ребенка и равенство прав участников.
Социально значимая деятельность детей реализуется в рамках всех направлений Движения, которые выступают основой созидательной событийности в воспитательном пространстве организации:
- образование и знания;
- наука и технологии;
- труд, профессия и свое дело;
- патриотизм и историческая память;
- экология и охрана природы;
- туризм и путешествия;
- культура и искусство;
- медиа и коммуникации;
- спорт;
- здоровый образ жизни;
- дипломатия и международные отношения;
- волонтерство и добровольчество.
Тематическое содержание с учетом ключевых направлений деятельности Движения основано на реализации следующих социально значимых видов деятельности:
- общественно-полезная деятельность, основанная на добровольном участии детей и молодежи, заинтересованных в активизации общественной инициативы;
- добровольческая деятельность, добровольное социальное служение, осуществляемая альтруистически из чувства сопричастности, сострадания;
- социально-культурная деятельность, имеющая целью развитие личности средствами разнообразных форм культурного досуга, приобщения к культурно-историческим ценностям;
- трудовая деятельность, направленная на профессиональное самоопределение личности, освоение ценностей труда, стремление к достижению профессионализма, подготовка к успешной самореализации в будущей профессии.
Содержание социально значимой деятельности ориентировано на реализацию ключевых способов деятельности детей и молодежи в социальной реальности с учетом возрастных особенностей развития личности.
Флагманские деятельностные акции, конкурсы, проекты и воспитательные события Движения основаны на дифференциации целевых возрастных групп детей.
3. Механизмы реализации программы воспитательной работы Движения
Средства воспитательной работы (методы, технологии, формы), применяемые педагогами и наставниками Движения, должны быть:
- человеко-ориентированными (индивидуализированными, персонифицированными), предусматривающими удовлетворение запросов,
потребностей детей, их самореализацию, обеспечивать успешность и признание достижений детей;
- ценностно-смысловыми, предусматривающими созидательную, преобразовательную деятельность детей;
- субъектно-ориентированными, то есть обеспечивать проявление и формирование субъектной позиции ребенка, осознанное целеполагание и принятие им самостоятельных решений на всех этапах деятельности;
- рефлексивными, способствующими осознанному участию детей в деятельности;
- диалоговыми, предусматривающими равноправный обмен субъектов информацией, партнерскую позицию, партнерский стиль взаимодействия взрослых и детей;
- коммуникативными, формирующими умение работать в команде, взаимодействовать со старшими и младшими;
- творческими, способствующими развитию креативности, гибкости, системности, критичности мышления;
- позволяющими сделать любое полезное занятие подростков напряженным увлечением;
- способствующими приобретению детьми собственного опыта преодоления трудностей, формирующими веру в себя и свои силы.
Реализуя идеи развития индивидуальности и субъектной позиции ребенка, Движение использует субъектно-ориентированные технологии, которые предусматривают принятие ребенком самостоятельных решений на каждом этапе деятельности в соответствии с поставленными им самим обоснованными и осознанными целями, а с позиций педагога – постановку проблемных вопросов и создание ситуаций выбора.
Частным примером субъектно-ориентированной технологии является проектная деятельность, которая выступает комплексным средством воспитания. Это творческая работа по решению практической задачи, цели и содержание которой определяются самим ребенком и осуществляются им в
процессе теоретической проработки информации. Ребенок может включиться как в индивидуальный, так и в групповой, разновозрастный проект, выбрать тему и проблему по силам и интересам.
В настоящее время Движением реализуется комплекс всероссийских социально значимых проектов для детей от 6 до 18 лет: «Волонтеры науки»,
«Узнай!», «КиноДвиж», «Школьная классика», «Спектакль для мамы»,
«Российская школьная Весна», «Хранители истории», «Наставник – Защитник», «Экотренд», «На связи с природой», «Будь здоров!», «Первая помощь», «МедиаПритяжение» и др.; серия очных научных мероприятий «В гостях у ученого», комплекс мероприятий по трудоустройству несовершеннолетних участников Движения, добровольческая акция «Добрая суббота».
Широко применяются коллективные творческие дела. Они создаются и выполняются самими детьми с целью решения проблем, которые их волнуют, могут охватывать все сферы и виды деятельности. С этой целью Движение реализует акселератор «Высота» – программу поддержки развития социально значимых инициатив детей и молодежи. Коллективные творческие дела сочетают в себе коллективную и индивидуальную деятельность и являются субъектно-ориентированными, если сами дети становятся организаторами дел и им предоставляется право принимать решения на каждом этапе деятельности.
В воспитательной работе Движения применяются социально- ориентирующие игры. В них создаются ситуации выбора, в которых ребенок определяет не только направление своего участия в игре, но и способ достижения цели: идет к ней один, с другом, с большой группой детей. Главный педагогический смысл этих игр – создание условий для социальных проб детей в имитируемой социальной деятельности, то есть создание ситуаций выбора, в которых ребенок должен выбрать способ решения той или иной социальной проблемы на основе сформированных у него ценностей, нравственных установок и своего социального опыта. Например,
всероссийская военно-спортивная игра «Победа», всероссийская детско- юношеская военно-спортивная игра «Зарница», марафон бизнес-идей «Твое дело», фестиваль «Действуй», всероссийский спортивный фестиваль
«Движение первых», всероссийский спортивный семейный фестиваль, всероссийская серия спортивных вызовов «Испытай себя», всероссийские
«открытые тренировки Первых» и другие.
В рамках Программы используются такие формы работы, как марафоны, мастер-классы, творческие площадки, практикумы, акции, спектакли, концерты, агитбригады, походы, турслеты, спортивные соревнования, фестивали, конкурсы, и другие. Также органично сочетаются индивидуальные, групповые, коллективные и массовые формы, которые создаются в процессе коллективного осмысления и поиска всех участников деятельности, что находит отражение во всероссийских конкурсах: «Большая перемена», конкурс проектов по сохранению культурно-исторического наследия, конкурс «Прогулки по стране»; всероссийских акциях: «Мы – граждане России!», всероссийских акциях, посвященных государственным праздникам, проводимых ежегодно, в рамках календаря памятных и знаменательных дат и федерального календарного плана воспитательной работы.
Механизмом воспитательной деятельности Движения является разновозрастное взаимодействие, взаимодействие взрослых и детей. Разновозрастное взаимодействие способствует развитию межпоколенных связей, гуманизации отношений детей в разновозрастных подростковых сообществах, помогает сохранить традиции Движения, позволяет детям и взрослым лучше понимать друг друга, содействовать друг другу в решении возникающих проблем.
Важным средством формирования ценностно-смысловой основы Движения являются детско-взрослые сообщества, создание которых способствует развитию наставничества, предполагающего передачу богатого личного опыта старших, более опытных молодых людей растущему человеку,
ускорение его адаптации, оказание ему помощи. Наставничество – двусторонний процесс, который включает, с одной стороны, деятельность наставника, с другой – деятельность подопечного.
Детское самоуправление – важнейший механизм, средство и условие повышения эффективности воспитательной работы Движения, которое определяется как демократическая форма организации жизнедеятельности детского или детско-взрослого сообщества и означает развитие самостоятельности детей в принятии и реализации решений для достижения групповых целей. В Движении предусмотрен коллегиальный орган самоуправления участников-обучающихся – «Совет первых».
Социальное партнерство способствует расширению связей детей с окружающим миром; развитию системы отношений со сверстниками, педагогами, другими людьми; осознанию ими своих ресурсов и определению обоснованных личных и профессиональных планов и перспектив; обеспечивает коррекцию их действий. Оно предусматривает сотрудничество с другими организациями, субъектами социальной сферы и системы образования, профессиональными учебными заведениями, общественными организациями региона и страны.
Социальными партнерами Движения выступают различные организации: образовательные организации всех типов и форм собственности; учреждения летного отдыха и оздоровления детей; организации, образующие инфраструктуру молодежной политики; государственные корпорации; научные организации; учреждения культуры; учреждения физической культуры и спорта; некоммерческие социально ориентированные организации; иные организации, осуществляющие работу с детьми.
Важнейший партнер, союзник, единомышленник в воспитательной работе Движения – родители, семья, которые заинтересованы в успешном развитии ребенка, поэтому организаторам Движения необходимо найти способы взаимодействия с родителями, чтобы согласовать действия и
объединить усилия с целью поддержки ребенка в выборе личного, образовательного и профессионального пути.
Все форматы деятельности Движения направлены на объединение семей, поколений, как внутри первичных отделений, так и на уровне местных и региональных отделений, консолидируя всех в местные заинтересованные сообщества.
К сообществу Движения может присоединиться любой активный родитель, чей ребенок является участником Движения. Родители Движения Первых – значимые взрослые в субъектной позиции, готовые оказывать поддержку в период становления личности ребенка, заинтересованные в выстраивании релевантного контакта с Движением как сообществом развития и воспитания детей.
Социальные сети можно рассматривать в качестве доминирующего способа коммуникации в интернет-пространстве. Между субъектами взаимодействия могут формироваться отношения, основанные на дружбе, родстве, общем интересе и т.п. Важно поддерживать разработку и реализацию интернет-проектов с использованием средств социосетевых технологий. Тематика интернет-проектов может быть разнообразной, с учетом ценностных ориентиров детей и молодежи, а также актуальных воспитательных задач.
Движение имеет официальный сайт https://будьвдвижении.рф/, группы в социальных сетях «ВКонтакте» и «Одноклассники», телеграм-канал Движения Первых.
4. Кадровые ресурсы реализации Программы воспитательной работы Движения
Для обеспечения достижения целей своей деятельности Движение реализует Программу во всех отделениях организационной структуры: в первичных, местных, региональных отделениях Движения.
Программа реализуется коллективными участниками Движения, педагогическими и иными работниками организаций любых типов в сферах
образования, молодежной политики, социальной защиты, культуры, физической культуры и спорта, участниками – наставниками.
Педагогические работники реализуют Программу в рамках видов, целей и обобщенных трудовых функций профессиональной деятельности по различным должностям: учитель; советник директора по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями; социальный педагог; вожатый; старший вожатый; педагог-организатор; воспитатель, старший воспитатель; воспитатель общежития; воспитатель профессионально-технического учебного заведения; педагог-библиотекарь; тьютор; педагог дополнительного образования детей и взрослых; тренер; преподаватель детской школы искусств; методист; педагог-организатор и др.
В сфере молодежной политики Программу реализуют специалисты по работе с молодежью, по организации и проведению молодежных мероприятий.
Программу реализуют участники – наставники Движения (совершеннолетние лица, участвующие в воспитании и организации досуга участников-обучающихся), в том числе родители и иные законные представители детей – участников Движения.
Деятельность педагогов и наставников по реализации Программы направлена на развитие социально активной и ответственной личности, на укрепление традиционных российских духовно-нравственных ценностей, сохранение культурного и исторического наследия народа России.
5. Ожидаемые результаты реализации Программы
Реализация Программы обеспечит:
- создание и развитие общественно-государственной системы воспитания, основанной на межведомственной и межрегиональной координации и консолидации усилий общественных и гражданских институтов, организационно-структурной системе управления в Движении;
- формирование воспитательного пространства Движения;
- поддержку, развитие и продвижение инициатив ребенка и других участников детско-молодежного движения, семьи, общества и государства, социальных партнеров Движения;
- повышение уровня информированности о деятельности Российского движения детей и молодежи «Движение Первых».